Прошло немало времени после выхода последней книги цикла "Новый орден джедаев". Давно уже поклонники прочли эту серию, а кто не прочел, тот, по крайней мере, знаком с кратким изложением. Все уже знают, кто такие вонги и зачем они явились, им посвящены статьи в новых энциклопедиях и даже имеется ссылка в КОТОРе; в последнее время сии персонажи появляются и в ролевых играх - короче говоря, с вонгами фэндом уже свыкся.

НОД прочитан и перечитан, обсужден и проанализирован, восхвален и обруган. В принципе, дискуссии до сих пор продолжаются на "звездновойновских" форумах, хотя тем стало намного меньше, чем во время создания серии. Хотя можно прогнозировать возрастание интереса к НОДу у русскоязычной аудитории - у нас серия только начинает издаваться.

О последней войне, перевернувшей галактику "ЗВ", сказано уже достаточно, в том числе на страницах этого журнала. Чтобы закрыть тему, посмотрим еще раз (уже по размышлении, имея полную информацию) на народ йуужань- вонгов, на его культуру и жестокие верования, на идеологию, которая им двигала, и на то, чем могли руководствоваться авторы серии, сочиня столь самобытную расу. Заранее слышу упреки - мол, опять Базилевс мудрствует на пустом месте, анализировать на предмет потаенного смысла можно что угодно, хоть "Муху-Цокотуху". Неправда, товарищи. Выдумыванием теорий не занимаюсь, просто воюю со стереотипами.

Нашествие варваров

"Вот приведу я издалека народ на вас, о дом Израилев, - говорит Господь, - это сильный народ, древние это люди, люди, языка которых ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Его колчан - как открытый гроб, все храбрые воины. И он пожрет твое жниво и хлеб твой, поест он сынов твоих и дочерей твоих, скот мелкий и скот крупный твой пожрет, и съест твой виноградник и фигу твою, разрушит мечом крепкие города твои, на которые ты надеешься:" (Иерем. 5:15-17).

Звучит знакомо, правда? Слова, сказанные давным-давно в нашей собственной галактике, можно смело относить к йуужань-вонгам. Это архетипичные кочевники-завоеватели, которых всегда боялось оседлое население, с которыми оно воевало, иногда подчиняло себе, но в сознании потомков закрепился мотив - чужаки-варвары, разрушающие цивилизацию.

Йуужань-вонги сразу воспринимаются как нечто чужеродное нашей хорошо знакомой и обжитой галактике "ЗВ". Вернее, с самых первых строк "Вектора-прим" этого не видно; Йомин Карр, конечно, татуированный чудак со странными верованиями, но мало ли чудесатых рас в галактике? Но чем больше вчитываешься, тем сильнее становятся нехорошие предчуствия: межгалактический перелет, поклонение убийству, непонятная ненависть к дроидам: И, главное - Сила! Оные изверги совершенно не вписываются в мир Лукаса, где все пронизывает Великая Сила. Эта странность, имеющая значение разве что для джедаев, на самом деле должна была показать разительное отличие нового противника от всех предыдущих.

Известно, что чем враг непонятнее, тем он опаснее - его могут испугаться, могут и переоценить.. С другой стороны, в истории полно примеров, когда войны проигрывались без боя, когда из страха перед неведомыми захватчиками разбегались целые армии, а потом, присмотревшись, народ брался за оружие и выгонял оккупантов из страны. Новая Республика была близка к капитуляции, но, к ее чести, не сдалась.

Приведенное выше ветхозаветное пророчество принято относить к скифам, которые одно время наводили страх на всю Переднюю Азию. В 8-м - 7-м вв до н. э. процветающие государства Ближнего Востока - Ассирия, Вавилон и Урарту - спасовали перед непонятными и страшными пришельцами, дикарями, которые ни во что не ставили власть божественных владык и - о злодеи! - не желали сражаться в правильном пешем строю, а вместо этого издалека осыпали царских воинов меткими стрелами и тут же уносились прочь: Киммерийцы обрушились на Урарту и оставили свое имя в древнегрузинском языке (gmiri - "богатырь") [1]; скифы разорили Ассирию, потом в союзе с ассирийцами сражались с мидянами, потом удалились в степи с награбленным добром и основали государство, с которым много позже смогли совладать только другие кочевники - сарматы. Потрясенные ассирийцы пытались тоже завести у себя конницу, но безуспешно; они не научились даже как следует управлять конем, а стреляли вообще вдвоем: один держал поводья, второй стрелял [2]. Против прирожденных всадников-кочевников, которые даже умели пускать стрелы, обернувшись назад, это войско не имело шансов.

Через тысячу лет Римскую империю потрясли гунны во главе с "Бичом божьим" - Аттилой, а еще через тысячу лет по Евразии ураганом пронеслись монголы. Традиционно считается, что именно моноглы виноваты в гибели Багдадского халифата и Киевской Руси, хотя современные историки не склонны считать их корнем зла. Если государство слабо внутренне (как Новая Республика), оно рано или поздно падет без посторонней помощи.

Есть противоположная точка зрения (ее придерживался известный востоковед Л.Н. Гумилев): кочевой мир является не агрессором, а жертвой хищных оседлых цивилизаций, которые стремятся завоевать степняков, навязать им свою политику, веру, образ жизни. Чтобы пресекать поползновения соседей, кочевники были вынужденно постоянно быть готовыми к войне; такой образ жизни навязывает и стереотип поведения: привычку к боям и набегам. Понятно, что на войне не до творчества, потому практически ничего не сохранилось от культуры гуннов, половцев и монголов; однако отсюда не следует, уверял Гумилев, что эти народы были ни на что не способны - просто им не давали заниматься искусствами.

Нет причин называть йуужань-вонгов невинными жертвами (хотя в последней книге НОДа упоминалось об их войне против агрессивной технически развитой цивилизации), но на протяжении всей своей истории они находились в состоянии боевой готовности и на развитие духовной культуры время не тратили. Заметим, однако, что в этом они не могут винить никого, кроме самих себя.

Но варварство имеет две стороны. В античном мире презирали не только варварское убожество, но и варварскую роскошь; фанатичные йуужань-вонги считали жителей галактики изнеженными безбожниками, которых необходимо цивилизовать и принести им свет истинной веры. Ведь это было и у нас, на Земле! Можно представить, какой шок испытали жители Африки и Америки, столкнувшись с европейцами. - когда к анауакским дикарям приплыли похожие же дикари, но с аркебузами, а специальные корабли перевозили бесплатную раб.силу с одного континента на другой.

Варвары-фанатики (новоявленные римские христиане) сжигали книги языческих философов и крушили статуи, другие варвары взорвали статуи Будды в Афганистане: Не добавить ли в этот ряд жертвенные ямы для дроидов, невольничьи фабрики и погубленные планеты?

Йаммка-сан

Йуужань-вонг - слово как бы восточное, так что можно искать корни этого народа где-то в Азии - например, в Гималаях или на о. Хонсю.

Кастовая система сразу заставляет вспомнить Индию; как и индийские брахманы, кшатрии и прочие вайшьи, йуужань-вонгские жрецы, формовщики, воины и интенданты живут по отдельным законам и между собой никогда не смешиваются (хотя, по-видимому, домен может объединять представителей разных каст). Перечисленные сословия индийского общества - варны - часто путают с кастами, хотя касты - это другое, более густое деление; в отличие от варн, которых всего 4, к началу Второй мировой войны в Индии было около 3500 каст [3].

Высшей варной в Индии были брахманы, жрецы верховного божества; за ними идут воины-кшатрии, у которых собственный бог - Индра, и вайшьи - свободные земледельцы. Четвертую варну - шудра - составили завоеванные аборигены. У йуужань-вонгов сложно определить, какая каста главная: вроде бы формовщики ближе всего стоят к богу- творцу Йун-Йуужаню, но волю богов доносят до народа жрецы, а воины - самая многочисленная и влиятельная (по крайней мере, в военное время) каста... В той и другой культуре члены каждой касты и каждого рода имеют свою одежду, свои украшения и обычаи, свои табу (например, в домене Кваад запрещено прикасаться к голове). Но что в двух обществах совпадает - это наличие внекастовых изгоев, париев.

Париями изначально были потомки древнего населения Индостана, которое завоеватели-арийцы покорили и поставили ниже себя. Когда варновая система была перестроена в кастовую, в парии угодили многие несогласные; некоторые вообще подлежали уничтожению и были вынуждены выселится из страны - это нынешние цыгане [4]. Откуда взялись йуужань-вонгские "опозоренные", можно только догадываться; вероятно, йуужань-вонги начали болеть после отлучения от Силы и исчезновения своего симбионта - живой планеты Йуужань'тар. Индийские "неприкасаемые" и йуужань-вонгские "опозоренные" - самая презираемая часть общества (по сути, они находятся вне общества), от общения с ними можно стать нечистым, их нельзя трогать, им поручают самую тяжелую и грязную работу.

Кроме "опозоренных", к йуужань-вонгским париям относятся рабы - завоеванное население с имплантами послушания, которое ставится даже ниже "опозоренных". Еще есть рабочие - безгласные, но формально полноценные йуужань-вонги. Сколько их - неизвестно. По данным БСЭ [3], "неприкасаемых" в Индии около 80% всего населения. Судя по тому, что высшие касты йуужань-вонгов (за исключением разве что формовщиков) физическим трудом не занимаются, а уход за живой инфраструктурой требует рабочих рук, низшие слои у йуужань-вонгов должны составлять примерно такую же долю.

Считается, что своих джедаев Лукас срисовал с самураев. Дескать, режиссер работал под впечатлением самурайского фильма, проникся экзотикой - отсюда мистическое мировоззрение, культ меча, да и само название "джедай". Фехтовали тоже вначале по-японски; сэр Эктор уверяет [5] (и нет причин ему не верить), что бой Оби-Вана и Вейдера на Звезде Смерти - это классический поединок кен-до. Вашему покорному слуге джедаи своим образом жизни больше напоминают каких-то шаолиньских монахов, но спорить с документами нет смысла. Однако самурайскую тему использовали и создатели серии НОД - если присмотреться, в йуужань-вонгах от самураев даже больше, чем в джедаях.

В самом деле, что мы знаем о самураях? Это военное сословие в японском обществе, аристократы, служащие божественному правителю страны - императору. В средневековой Японии каждый могущественный феодал-самурай имел в подчинении менее влиятельных самураев, те - самураев попроще и т.д аж до самых простых солдат, а внизу социальной лестницы (вернее, под ней) находилось бесправное простонародье. Самурайские роды постоянно враждовали друг с другом, стремясь занять высокое положение (культивировалась преданность господину и клану), пока сёгун Токугава не помирил их силой.

Что мы знаем о йуужань-вонгских воинах? Это воинская каста, которая служит Верховному Владыке, подчиняясь своему военачальнику (хотя он не сёгун). Каста воинов делится на домены (роды), каждый из которых имеет своего главу; домены, в свою очередь, делятся на ясли ("семьи", в которых воспитывается молодняк). Все воины соперничают между собой, добиваясь славы и титулов. Соперничают между собой и домены; между многими из них тлеет вражда, оставшаяся тех времен, когда йуужань-вонги были разобщены (вероятно, еще в родной галактике) и подкрепленная недавной смутой, конец которой положил Шимрра.

Когда-то ношение оружия было позволено одним лишь самураям, простолюдинам приходилось осваивать рукопашный бой без мечей. У йуужань-вонгов профессиональное оружие войны (змеежезлы, ножи-куфи и т.д.) носили профессиональные же воины. Остальные тоже владели боевыми искусствами и имели кое-какие средства защиты, а отряд интендантов - Праэторит-вонг - даже послужил авангардом при вторжении, но занятие делами чужой касты не приветствовалось. Что до совершенно бесправных "опозоренных", то они находились в еще худшем положении, чем японские крестьяне.

Но главное, что роднит йуужань-вонгов с японскими самураями - это их фатализм. Самурай был вегда готов к смерти, он знал, что можно погибнуть, но погрешить против самурайской чести нельзя; жизнь воина принадлежала его господину. В книге "Хагакуре" (Hagakure) есть такие слова:

 

"Всем нам хочется жить. И в значительной мере наша логика подчиняется нашим желаниям. Но не достичь своей цели и продолжать жить - это трусость. Здесь тонкая опасная черта. Смерть без достижения цели - собачья смерть и фанатизм. Но в ней нет позора. В этом суть Пути самурая. Если, утром и вечером смиряя свое сердце, самурай будет жить так, словно его тело уже умерло, он достигнет свободы на Пути. Вся его жизнь будет безупречной, и он выполнит свой долг".

Кредо йуужань-вонгов - смерть неизбежна, важно не когда, а как ты умер. Вонги не поклонялись смерти - они просто принимали ее как неминуемое и не бежали от нее. Поэтому они презирали жителей галактики, которые смерти страшились и всеми силами пытались ее обмануть.

Для иллюстрации возьмем отличия джедаев от самураев, которые привел сэр Эктор [6], и посмотрим, как они сочетаются с менталитетом йуужань-вонгов.

Самураи были беспрекословно преданы своему хозяину и являлись слепыми орудиями для выполнения приказов. Повиновение - краеугольный камень йуужань-вонгской культуры; несколько раз в НОДе упоминалось о необходимости "научить этих неверных субординации". Железная дисциплина заставляла вонгов беспрекословно идти на смерть - бросаться на планетарные щиты Корусканта, атаковать неуязвимого Ганнера Ризода, лететь в ловушку при Эбаке- 9.

Им не было равных на поле боя, но они редко занимались дипломатией и уж тем более - шпионажем, считая это занятие попросту бесчестным. Что ж, обман врага считался у йуужань-вонгов достойным деянием и одним из законных методов ведения войны, богиню обмана Йун-Харлу почитали наравне с богом войны Йун-Йаммкой. Вонги не гнушались проводить диверсии в тылу врага, а с их разветвленной сетью замаскированных агентов так и не удалось справиться до конца войны. Но дипломатии вонги не признавали - для них она сводилась к предъявлению ультиматумов. В языке йуужань-вонгов нет даже слова "мир", самое близкое по смыслу переводится как "добровольное подчинение". Можно вспомнить разве что договор Нас Чоки с хаттами, но он с самого начала замышлялся как обман, и чем все закончилось - известно.

Кодекс самурая не позволял ему вступать в бой с противником, если тот уже сражается с дружественным самураем. Да, на протяжении серии НОД мы видели, как йуужань-вонгские воины нападают вдвоем, втроем и больше на одного джедая. Но зато у йуужань-вонгов сильна традиция поединка: если воин вызвал воина на бой, то они сражались без каверз со стороны (правда, это не мешало следующему воину тут же вызвать победителя). Так бился Корран Хорн против Шедао Шаи, Энакин Соло против Шок Чоки на станции Йаг Д'хуль, и даже последний бой Ганнера Ризода можно отнести сюда же, потому что он сам вызвал всех воинов, которые находились в зале. У джедаев такой традиции не было (суета!), они ее переняли у йуужань-вонгов.

Джедай никогда бы не пошел на самоубийство лишь для того, чтобы доказать свою собственную правоту и невиновность... В НОДе было несколько мест, где провинившийся йуужань-вонг говорит командиру, что готов предложить свою жизнь богам. Для примера приведем два эпизода из жизни вонгов и самураев.

Кто смотрел сериал "Сёгун", тот вспомнит сцену, где разъяренные голландские матросы, брошенные в яму, устраивают потасовку и втягивают к себе одного из стражников. Бунт подавлен, вельможа-самурай удаляется, и тут солдат почтительно напоминает: "Оми-сан, такой-то сан остался в яме". Оми-сан с каменным лицом отстегивает меч, бросает в яму, поворачивается и уходит. Самурай некоторое время смотрит на меч, после чего вонзает его себе в живот.

Для сравнения сцена из "Точки опоры". Цавонг Ла после схватки с Джейсеном падает из окна, к нему подбегают воины, и один из них клянется , что военачальник будет отомщен: "Моя жизнь тому залог". Солдат становится на колени и склоняет голову. Военачальник выхватывает жезл и срубает ему голову: "Слава тебе, воин".

Как видно, несмотря на некоторые серьезные различия, в вонгах намного больше от древних японских рыцарей, чем в джедаях. Между прочим, о Японии напоминает и ход войны: сперва блиц-криг, потом несколько кровопролитных переломных битв, после чего набравшая обороты военная промышленность обеспечила Альянсу паритет (если не превосходство) в кораблях. Известно, что адмирал Ямамото гарантировал своему императору полгода победоносной войны против США, предупреждая, что после этого дело решит промышленный потенциал этой страны.

Сложно объективно оценить боевые качества средневековых японских армий, потому что в те времена японцы воевали в основном внутри своей страны. Однако, как говорят, дисциплинированные японцы считаются прирожденными солдатами (вторыми после немцев). А на что способны йуужань-вонги, мы знаем.

БЛАГОЧЕСТИВОЕ ВОИНСТВО

Война, описанная в НОДе, не похожа на все предыдущие конфликты в "далекой-далекой...". Для йуужань- вонгов это война за веру, джихад, крестовый поход. Для жителей галактики, на которых без предупреждения свалилось это несчастье, это была, как у нас называется, "отечественная война" - отбивались от внешнего агрессора.

Как известно, народ йуужань-вонгский тысячу лет (если не больше) пребывал в космической путыне, держа путь неведомо куда. За время долгого странствия корабли износились, воины обленились, народ устал и исполнился неверия. Одно колено выступило против другого, началась братоубийственная война (которая, по крайней мере, держала воинов в форме).

Между прочим (маленькое отступление), было бы интересно почитать про эти йуужань-вонгские "гражданские войны". Ведь все сражения велись на летящей в пространстве (или гиперпространстве?) эскадре. Абордаж, штурмы кораблей-миров, высадка десанта, артиллерийские дуэли - вот чем, похоже, баловались йуужань-вонги во время перелета...

Но вот, когда уже не осталось никакой надежды и кажется, что вонги обречены гнить в пустоте, приходит пророк - новый Верховный Владыка Шимрра. Он объявляет, что боги наконец показали ему галактику обетованную, которая будет принадлежать йуужань-вонгам и в которой они обретут новый дом. Но это благословенное место занято варварами, не знающими богов, погрязшими в распутстве (т.е. у них в ходу машинная технология). Необходимо не просто завоевать галактику, а очистить ее от скверны, обратить язычников в лоно истинной веры, а упорствующих истребить.

"Не будешь поклоняться их богам, и служить им не будешь, и не будешь наследовать делам им, ибо разобъешь и поломаешь их столбы для богов... Свой страх пошлю пред лицом твоим, и приведу в смятение весь народ, средь которого ты войдешь. И всех врагов твоих поверну к тебе затылками. И пошлю шершня пред тобой, и выгонит он пред тобою хиввеянина, ханаанеянина и хиттеянина... ибо дам в вашу руку жителей этого края - и ты выгонишь их пред собой. Не составляй договора с ними и с их богами. Не будут сидеть они в твоем краю, дабы не ввести тебя в грех против Меня, когда будешь ты служить их богам, ибо это будт тебе западня!" (Исх. 23:24,25,37,28,32,33)

Так приказывал Моисею Яхве на Синайской горе, когда диктовал ему новый еврейский закон. Ханаанскую страну Господь обещал еще Аврааму, да передача все откладывалась и откладывалась, пока Израиль совсем не обнищал в египетской неволе. Тогда Яхве через посредство своего пророка вызволил народ из рабства и велел идти в Землю Обетованную, но сам вести не стал, а снарядил для этого специального ангела. Евреи 40 лет бродили по пустыне (то расстояние можно проехать на автомобиле за день); когда Синайский полуостров был исхожен вдоль и поперек, Моисей возвестил, что цель уже близко:

"Пойдите на юг, и взойдете на гору, и увидите этот край - какой он, и народ, что сидит в нем, - силен ли он, или слаб, мал он, или велик? И каков тот край, в котором сидит он - добрый или злой?" (Числ. 13:17-19)

Когда йуужань-вонги приблизились к краю новой галактики, их Верховный Владыка тоже отправил на разведку воинов. Они вернулись и сообщили, что таки да, здесь можно жить, но много богопротивной технологии, а джедай-курица Вержер, вывезенная на корабли-миры, ввела командование в курс дела - по ее словам, "сказала правду". Что могла Вержер сообщить йуужань-вонгам? Что галактика большая, планет в ней много, есть могучие защитники - джедаи, но единого войска нет.

Но что делать с местным населением, захваченным на покоренных планетах? Одних - для благодарственной жертвы богам, остальных - в рабство. Неверных быть не должно в стране йуужань-вонгов, они или сдохнут в неволе, или примут Великую Доктрину.

...Напали племя мидианитян - Господь зачем-то приказал отомстить "за кривду Израилевых сынов". Враги были разбиты наголову, их имущество разграблено, их города и дома сожгли дотла. Но Моисею этого показалось мало:

"А теперь убейте каждого мальчика между детьми, и каждую женщину, что познала мужа на мужнином ложе, убейте. А всех молодых жен, что не познали мужнина ложа, оставьте живыми для себя..." (Числ. 31:17-18)

Однако это было только начало войны. Пройдя Внешние Территории, евреи форсировали Иордан и оказались в собственно Ханаане. Продолжить завоевание Господь поручил мастеру войны по имени Иисус Навин:

"Каждое место, где стопа ноги вашей ступит, Я дал вам, как я говорил Моисею... Никто не устоит пред тобою по все дни жизни твоей... Будь сильным и отважным, ибо ты сделаешь так, что народ этот обретет тот край, даровать который я поклялся отцам их..." (Иис.Нав. 1:3-6)

Первым из захваченных городов Ядра был Иерихон; прежде чем атаковать крепость, Иисус послал туда агентов, которые должны были собрать разведданные по городу и прилегающей местности. С агентами вышла на контакт местная блудница по имени Рахав - она укрыла их от контрразведки и помогла выбраться в обмен на сохранение своей жизни и жизни родных:

"Я знаю, что Господь дал вам этот край, и что ужас перед вами охватил нас, и что все жители этого края трясутся от страха перед вами... А теперь поклянитесь мне Господом, что как я сделала вам милость, так и вы по милости поступите с домом отца моего..." (Иис.Нав. 2:9, 12)

Конечно, нельзя напрямую сравнивать эту Рахав и новореспубликанскими коллаборационистами - хотя бы потому, что первая была простой городской проституткой, а вторые - офицерами, чиновниками и влиятельными сенаторами, да и всего-то сделала Рахав, что помогла вражеским шпионам, а Вики Шеш и ее единомышленники всю войну оказывали йуужань-вонгам различные услуги. Но небольшое сходство все-таки есть. Рахав сдала варварам родной город, выговорив безопасность своей семьи - коллаборанты согласились отдать йуужань-вонгам на растерзание часть планет в обмен на остальные. В итоге иерихонцев вырезали до последнего человека (кроме Рахав с семейством), а Бригада Мира совместно с вонгами нападала на планеты и поставляла для них рабов. Конечно, можно возразить, что против Господа не попрешь. Но с какой стати иерихонской блуднице верить в чужого, варварского бога? Это так же нелепо, как уверовавший в Бога Израилева персидский царь Дарий (Дан. 6:24 -28).

"И да будет город сей заклят - оно и все, что в нем - для Господа.... Но берегитесь заклятого, чтобы вы сами не стали закляты, и не взяли из заклятого, и чтобы тем не подвели лагерь Израилев под заклятье, и не навлекли на него несчастье..." (Иис.Нав. 6:17-18)

Тоже знакомо. "Заклятым" для йуужань-вонгов были дроиды - машинная технология. Прикасаться к механизмам значило осквернить себя; если это было необходимо (например, агентам, засылаемым к врагу, или на Оброа- скаи, где вонгам досталась огромная библиотека на машинных носителях), выполнялись особые обряды очищения, и то иногда сомневались в их действенности. Потому вонги с таким остервенением крушили и уничтожали механизмы, где бы на них ни натыкались.

После Иерихона был уничтожен город Ай: "А Иисус не опускал своей руки... пока не сделал заклятьем всех айских жителей." (Иис.Нав. 8:26), "И сжег Иисус Ай, и оставил его вечной руиной, и пустошью, и так доныне" (Иис.Нав. 8:28). Жители города Гаваон, который сумел договориться с захватчиками, сделались дровосеками и водоносами для Израиля (вроде шестерок из Бригады Мира). Затем Иисус разгромил коалицию пяти царей, уничтожил город Ливну ("И дал Господь в Израилеву руку также и царя ее, и он избил острием меча ее и каждого, кто был в ней - не осталось никого, кто спасся. И сделал он с царем ее так же, как сделал с царем иерихонским" - Нав. 10:30), и т. д. и т. п. - обширный (хотя и не весь) край был завоеван, а жители его вырезаны или обращены в рабство. Дальше в Библии (Иис.Нав.12) приводится длинный список побежденных царей и захваченных территорий - очевидно, их жителей постигла аналогичная судьба. Можно привести еще множество цитат, но везде одно и то же: резня, тотальное уничтожение. Причем эти события подаются с большой гордостью, как подвиги; наоборот, пощада трактуется как грех.

Отметим, что пострадавший народ Ханаана не был ни в чем виноват - по крайней мере, не больше, чем окрестные народы. Он погряз в язычестве? Но не меньшими язычниками были соседние финикийцы, вавилоняне, египтяне. Их прародитель Ханаан был проклят Богом? Да, но проклят ни за что: по-хамски поступил не Ханаан, а его отец Хам, досталось же почему-то одному Ханаану, в то время как его братья Мицраим (Египет) и Куш (предок эфиопов), по- видимому, не испытали Господнего гнева.

В последней книге НОДа выяснилось, каким образом йуужань-вонги докатились до своего изуверского фанатизма. Все началось с нападения некоей технологически развитой расы, и естественной реакцией было - бороться как с агрессором, так и с его технологией; дальше этот императив трансформировался в борьбу с технологией вообще, он все больше креп, пока прочно не врос в мировоззрение. Когда случилась катастрофа и вонги отправились на поиски нового дома, они были уже свирепыми воинами, готовыми уничтожать все, что противоречило их религии. Оставалось сделать один шаг - объявить священную войну против неверных, незаконно живущих в обетованной галактике...

Религиозные войны - одни из самых кровопролитных. Под знаменем веры можно совершить любые жестокости - вырезать целую страну, устроить бойню во взятом Иерусалиме ("Бог свидетель, человечность нам не чужда, но магометане не люди"), снести небоскребы с мирными горожанам. Правда, холодные и расчетливые стратеги атомными бомбами сожгли два японских города, но если бы, не доведи Аллах, это оружие попало к исламским террористам, трудно представить последствия...

ПЕРНАТЫЙ ОСЬМИНОГ

Где истоки жестокой религии йуужань-вонгов? Известно, что образцом послужили верования центральноамериканских народов - ацтеков, майя; это подтверждается словами Джеймса Лючено [8]:

"Когда состоялась первая встреча, я как раз вернулся из длительной поездки по Мексике и Гватемале, и во время мозгового штурма Del Rey и редактор Стив Саффел поинтересовались вслух, не могли бы ли ацтеки и майя послужить моделями для йуужань-вонгов. Мы начали над этим работать и обрисовали ацтекское общество с органическими технологиями, с пантеоном богов, ритуалами самоуродования, жесткой кастовой системой и ненавистью к машинам".

Богов ацтеки изображали похожими на людей, но очень уродливыми; главными божествами были бог ночного неба Тескатлипока, Пернатый Змей Кецалькоатль, бог дождя Тлалока и ужасный Уицилопочтль, изображавшийся в виде гротескного колибри. Последний был богом войны, весьма почитаемым у воинственных ацтеков, облик его был страшен, а повадки - кровожадны. Уицилопочтль требовал человеческих жертвоприношений, которые и совершались благочестивыми жрецами. Испанцы, вторгшиеся в Теночтитлан (Мехико), испытали крайнее омерзение. К.В. Керам пишет: "... Потом оба они очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв: их убивали с помощью ножей из обсидиана - вулканического стекла - и увидели статую бога Уицилопочтля. Он был ужасен: с точки зрения испанцев, Уицилопочтль был похож на настоящего дьявола, такого, каким его издревле малевала их собственная церковь... Берналь Диас, который и здесь не отставал от Кортеса, отвел взгляд; и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью... Он бросил взгляд на алтарь: там лежали три сердца, которые, как ему показалось, еще трепетали и дымились" [9].

У йуужань-вонгов богом войны был Йун-Йаммка, известный как Убийца, Губитель. Этого бога представляли в виде спрута с огромной головой; йуужань-вонгским воинам он казался прекраснейшим из богов. Воплощением Йун-Йаммки считался каждый войсковой йаммоск - эти твари тоже были вылеплены по форме осьминога и обладали способностями, которые приписывались божеству. Когда воины шли в бой под управлением йаммоска, считалось, что их ведет сам Йун-Йаммка.

У жителей галактики этот бог, мягко говоря, не вызывал такого восторга. Когда Тахири Вейла (сама наполовину йуужань-вонг) нашла кулон с изображением Йун-Йаммки, ее душа преисполнилась благоговения, однако Лея, Джайна и другие, кто его видел, испытали ужас и отвращение. Это обычная реакция на чужое и непонятное, но Уицилопочтля и Йун- Йаммку действительно роднит необычайное уродство.

Йун-Йуужань, Йун-Йаммка и Йун-Харла требовали кровавых жертв, но разных и по разным причинам. Естественно, бог войны был самым кровожадным; в его честь устраивались массовые заклания. Убитый враг символически отсылался к Йун-Йаммке.

Йун-Йужань, Создатель, бог-творец - верховное божество йуужань-вонгов. Считалось, что он сотворил из частей своего тела вселенную, а последним актом творения стала "смерть" Йун-Йуужаня [8], чрез посредство коей он создал меньших богов (которые, в свою очередь, создали йуужань-вонгов).. Йуужань-вонги верили, что всем на свете и самим своим существованием они обязаны Йун-Йуужаню, как бы "в долгу" у него и должны этот долг вернуть. Для этого они умышленно наносили себе увечья, заменяли части тела имплантатами.

Согласно мифологии ацтеков, мы живем в пятую эпоху, в четырех предудущих работу Солнца выполнял один из богов. Когда Солнца не стало в очередной раз, никто не решался им стать, потому что для этого нужно было пожертвовать жизнью. Вызвались добровольцами двое богов - богач Текусистекатль и бедняк Нанауацин. Первому очень хотелось прославиться, чтобы все восхищались и поклонялись, но в последний миг он струсил; тогда в специално разведенный костер прыгнул Нанауацин и превратился в Солнце. Текусистекатль, устыдившись своего малодушия, тоже прыгнул в костер - так появилась луна. Но затем и Солнце, и Луна остановились. Тогда боги принесли в жертву собственную кровь, и светила вновь пришли в движение.

Кости прежних людей людей (они погибли в предыдущих катастрофах) также окропил своей кровью Кецалькоатль, вдохнув в них жизнь, и так на земле снова появились люди.

Предшествовавшие ацтекам майя верили, что боги создали мир, совершив себе кровопускание, и что они продолжают совершать кровопускания, поддерживая этот мир. Посему правители майя регулярно совершали ритуал кровопускания - в нескольких формах. Они протыкали язык (костяной проколкой или иглой ската-хвостокола); в последнем варианте сохранившийся на игле яд вызывал галлюцинации, еще больше усиливая значение ритуала. Иногда через язык пропускали веревку с шипами. Практиковалось также прокалывание половых органов с пропусканием через них веревки, так что несколько человек оказывались таким образом "нанизаны"; наконец, еще один ритуал назывался "рассыпание капель" [10].

Но царскими пожертвами дело не ограничивалось. Майя и ацтеки считали, что жертвоприношения должны быть постоянными, потому что богов нужно кормить кровью. Дескать, боги уже давно решили уничтожить мир, и только поток жертв удерживает их от этого; едва жертвы прекратятся, мир будет уничтожен. Однако раз в 52 года наступает конец света, когда боги "совсем окончательно" решают покончить с землей, и только особенно массовые убийства способны заставить их переменить решение. Чтобы предотвратить гибель, индейцы применяли свой знаменитый календарь, подчинив ему свою культуру. "Концы света" тщательно вычислялись, и в такие дни кровь лилась рекой.

С IV века жертвы становились все более массовыми - видимо, росла уверенность в близком конце света. На "праздниках" жертвы исчислялись тысячами, как, например, во время торжественного освящения Большого Теокалли (двойного храма-пирамиды во славу Уицилопочтля и Тлалока) в 1486 г., когда было убито 20 тыс. чел. (вспоминаются масштабные жертвоприношения на Дуро и на Корусканте, перед решающим сражением).

Иногда в жертву приносили определенного человека, которого назначали воплощением божества. Этот ритуал описал Г.Р. Хагард в романе "Дочь Монтесумы", где главного героя объявили воплощением бога Тескатлипоки, чтобы затем торжественно зарезать на алтаре во славу этого бога. В серии НОД йуужань-вонги избрали жертвами священных близнецов Джейсена и Джайну Соло, которых поначалу объявили воплощениями Йун-Йаммки и Йун-Харлы (правда, потом это отождествление было запрещено как еретическое). Когда Джейсен попал в плен и принял Великую Доктрину, с ним обращались как с богом и готовили к ритуальному поединку с сестрой - два божества должны били принести в жертву друг друга.

Жертвы, естественно, захватывались во время войн. Города-государства майя даже специально воевали ради пленников; добыча пленников составляла обязанности воинов, которые совершали для этой цели специальные набеги. У ацтеков захват пленника почитался за наивысшую доблесть; воин, взявший в плен четырех врагов, получал повышение в чине.

Дошло до того, что царство ацтеков умышленно сохраняло рядом с собой другие, более слабые племенные государства - Тласкалу, Тескоко и т.д. - позволяя им быть независимыми. Это было нужно для того, чтобы "свободные" государства поставляли Теночтитлану людей для жертвоприношений богам. Точно так же йуужань-вонги в своих походах старались захватить как можно больше пленников, а от "союзников" требовали людей (и не-людей) для принесения их в жертву.

Но не все йуужань-вонгские боги требовали убийств в свою честь. Йун-Харла, богиня-обманщица, удовлетворялась пытками. Богиня-заступница Йун-Шуно жертвами вообще не интересовалась, а профессиональная богиня формовщиков Йун-Не'Шель требовала от своих почитателей только удаления специальной опухоли в голове. Кстати, у индейцев была богиня Иш Чель (Ix Chel), которая изображалась со змеиным головным убором [11]; подобный убор со щупальцами-змеями являлся главным внешним атрибутом касты формовщиков...

Наконец, есть еще одно сходство йуужань-вонгской культуры с центральноамериканской. Это наука. Как мы знаем, йужань-вонги - непревзойденные биологи и генные инженеры, однако при столкновении с технической цивилизацией они спасовали; Новая Республика сумела найти противодействие их оружию, и только благодаря секретной работе группы еретиков йуужань-вонги снова вырвались вперед. Почему так вышло? По-видимому, йуужань-вонги получили свои знания в готовом виде (от своей живой родной планеты) и в дальнейшем лишь незначительно модифицировали известные рабочие протоколы. Их наука выродилась в повторение существующего, в неизменные процедуры, в ритуалы.

Майя разработали изумительный календарь, самый точный из всех известных календарей, он точнее даже современного григорианского [9] (по данным астрономических исчислений, длина года составляет 365, 242 198 дня; в григорианском календаре 365, 242 500 дня, в календаре майя - 365, 242 129 дня). Календарь этот первоначально служил для точного определения сроков посевов и жатвы, но постепенно превратился в идеологический инструмент жрецов. Существование народа оказалось подчинено пятидесятидвухлетнему циклу, все жили в ожидании конца света, прикладная функция календаря и астрономии сменилась мистической.

"Когда испанцы явились в нынешний Мехико, они немедленно решили, что местная культура - зло, и они воздвигли кресты на всех храмах, которые они вырезали во время марша на Теночтитлан - кресты, на месте которых возникли церкви и соборы, где ныне молятся крещеные майя и другие племена. Да, ацтеки были свирепыми воинами, безжалостными строителями империи и приверженцами человеческих жертвоприношений - однако все это проистекало из их представления о мироздании. Позволяют ли эти черты их культуры считать их злодеями? Были ли ацтеки большим или меньшими злодеями, чем европейцы, которые, подобно йуужань-вонгам, силой навязали христианство культурам жителей Америки?" Дж. Лючено [12]

ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА...

Наконец, для смеха приплетем сюда еще теорию пассионарности (да-да, эту теорию теперь упоминают повсеместное, в Интернете даже есть детальное изложение Войны Кольца с точки зрения пассионарности). Завоеватильный поход йуужань-вонгов действительно напоминает передвижения пассионарных народов.

Начало теории пассионарности положил британский ученый А. Тойнби, но развил ее, придал стройность и обоснование Л.Н. Гумилев. В сущности, это скорее гипотеза, чем теория, но она так укоренилась и выглядит так убедительно, что ее зачастую принимают как доказанную. Вкратце суть в следующем. Каждый этнос рождается и умирает, проходя жизненный цикл, который в нормальных условиях длится около 1200 лет. Цикл делится на фазы, и поведение этноса на каждой фазе определяется совокупным уровнем его т. н. пассионарной энергии. Термин "энергия" не должен вводить в заблуждение, это просто поведенческая характеристика; например, когда человека называют энергичным, это не значит, что у него в седалище аккумулятоная батарея. Сам Гумилев оговаривал, что пассионарная энергия сама по себе физического действия не оказывает, и предостерегал против мистических инсинуаций:

"Каменные блоки на вершину пирамиды были подняты не этническим самосознанием, а мускульной силой египетских феллахов по принципу: "Раз-два, - взяли". Роль сознания, и в данном случае не этнического, а личного - инженера-строителя, была в координации имевшихся в его распоряжении сил:" [4].

Появление пассионариев Гумилев объяснял какой-то мутацией, возможно - под действием космических лучей; что это за мутация, остается только догадываться, и здесь слабое место теории; мнение автора - возможно, какая-то железа в организме начинает выделять больше гормона, или, наоборот, блокируется его выделение, и в итоге человек рождается инициативным, энергичным и волевым. Он чувствует, что мир, в котором он живет - плох, и ему хочется этот мир изменить. Таких людей становится все больше, они не могут ужиться с инертными сородичами и вытесняются на окраины ареала, где (часто объединившись с себе подобными из соседнего племени) образуют новый этнос.

Постоянные нападения со стороны хищных соседей консолидируют появившийся этнос, заставляя его осознать себя. Этнос переходит в наступление и благодаря своей высокой пассионарности побеждает врагов, завоевывая себе территорию. Но количество пассионариев продолжает расти, в акматической (наивысшей) фазе им становится тесно, и они начинают толкаться - локтями, шпагами; парадокс, но в фазе максимального потенциала этнос довольно уязвим. Происходит перегрев и надлом, когда пассионарии в кровопролитной гражданской войне истребляют сами себя (Реформация, война Октавия с Антонием). Пассионарность общества снижается до безопасного уровня. После этого наступает "золотой век" нации, когда молодецкое сумасбродство позади, а сил еще много. В этот период строятся великие империи, создаются шедевры искусства. Но энтропия берет свое, пассионарность продолжает падать, этнос деградирует и погибает. Он может стать жертвой более агрессивных народов, может превратиться в реликт; в случае удачи он доживает до нового пассионарного толчка, который снова возрождает его, но уже в новой форме: повторения один в один не бывает.

Теория пассионарности убедительно объясняет этнические перестановки на Земле, когда неожиданно, словно из ниоткуда появляются новые народы, наводят на всех ужас, создают могучие государства, а потом, со временем, исчезают. Например, монголы - крохотный сибирский народец, который в одночасье завоевал всю евразийскую степь. Арабы, которые тихо обитали на своем Аравийском полуострове и никого не трогали, но вдруг все как один встали под зеленое знамя пророка и создали огромный халифат - от Испании до Индонезии. То же самое произошло с древними египтянами, римлянами, скифами: То же самое, как многие считают, происходит и в настоящее время: западный мир (в котором пассионарность близка к нулю) схлестнулся с обновленной исламской цивилизацией.

Каким боком все это относится к йуужань-вонгам? Их вторжение в галактику напоминает нападение пассионарных завоевателей, превосходящих своей энергией покоряемое население. В самом деле, миры Новой Республики разобщены, настроены против друга - йуужань-вонги едины. НР никак не может придумать, как поступить с захватчиками - у йуужань-вонгов каждый знает, что ему делать, и безоговорочно выполняет приказы командования. Многие жители НР не желают воевать, а те, кто желает, воюют с оглядкой, предпочитая отступить, если силы неравны. Йуужань-вонги бьются до последнего и всегда готовы пожертвовать жизнью, а о сдаче в плен и не помышляют.

Если наложить на общую кривую этногенеза историю йуужань-вонгов, то получится, что в галактику они вторглись, пребывая в начале фазы инерции. Надлом и раскол этнического поля вылился в Кремлевианскую войну, из которой этнос вышел более сильным, несмотря на спад энергии; этой энергии, жертвенности и дисциплины хватило, чтобы завоевать пол-галактики.

Как могла такая пассионарность сохраниться за тысячелетия пути? Пассионарность убывает, рассеиваясь по территории: богатыри сложат головы в походах, оставив детей в чужих краях, а на родине их заменить некому. Но бывают случаи, когда изолированная группа пассионариев продолжает существовать, даже когда этнос уже разложился. На йуужань-вонгских кораблях-мирах рассеивать пассионарный генофонд было негде, поэтому он оставался в популяции.

Но могло быть и так, что новый пассионарный толчок произошел уже в пути, на подлете к галактике. Перемена поведенческого стереотипа получила выражение в перевороте Шимрры, который во главе молодых радикалов сместил правящую элиту и приказал готовиться к войне против неверных. В течение полувека после обнаружения Зонамы-Секота не не только разрабатывалось оружие и тренировались воины, но и шел рост пассионарной энергии народа. (Евреи, напавшие на Ханаан, по-видимому, находились в фазе пассионарного подъема - они наращивали пассионарность, бродя по пустыне).

Этносы приходят в движение по разным причинам. Одних выгоняют более сильные соседи (бывает, что народы "толкают" друг друга, как бильярдные шары), других вынуждают переселяться климатические факторы (холода, засухи и т.д.), третьи мигрируют из-за перенаселенности - в общем, зачастую людям просто некуда деваться. Йуужань-вонги уничтожили свою галактику и пустились на поиски новой; за время пути корабли-миры состарились и пришли в негодность, угрожая погубить своих обитателей - народ оказался в безвыходном положении. Это, однако, не извиняет агрессии. Пасссионарным йуужань-вонгам не пришло в голову, что можно договориться, а не отнимать силой, а естественной реакцией здоровых (т.е. тоже пассионарных) элементов НР стало противодействие, иногда не менее агрессивное. Вместо сочувствия пришельцы получили ненависть и настороженность. Как ехидно заметила Lando - "Вонги, гоу хоум!"

В ЕЩЕ БОЛЕЕ ДАЛЕКОЙ ГАЛАКТИКЕ

В заключение небольшая реконструкция истории йуужань-вонгов и тех событий, которые толкнули их на путь войны и в конце концов привели в "нашу" галактику. Она сделана в виде маленького фанфика и ни в коем случае не претендует на официальность; это лишь представление автора о том, как все происходило.

Давным-давно, в далекой галактике (но не в той, где бушевали "Звездные войны") жили-были йуужань-вонги. Они жили не тужили, потому что их планета Йуужань'тар обеспечивала им пищу, транспорт, развлечения и вообще все на свете. А йуужань-вонги составляли своей живой планете компанию, улаживали внешние дела и занимались другими вещами (какими именно, неизвестно, но, несомненно, планете полезными). Это было взаимовыгодное сосуществование, симбиоз.

Обретя сознание, Йуужань'тар предстал перед своими обитателями в телесной форме и рассказал, как создал все, что они видят вокруг. Йуужань-вонги назвали его Йун-Йуужанем, Творцом, создавшим мир из самого себя (что в некоторой степени соответствовало истине). Планету они назвали Йуужань'тар (Колыбель Бога, или Мир, созданный Творцом), а себя - йуужань-вонгами (народом Бога-Творца). Они отождествили планету с космическим божеством, как позднее ферроанцы отождествили Секота с Потенциумом Силы, в который они верили.

С другой стороны, могло быть и так, что йуужань-вонги с самого начала знали, что их Йун-Йуужань - явление локальное и связано с планетой, а все "боги" - проявления одной сущности.

Как всякое организованное общество, народ йуужань-вонгов делился на социальные группы. Одни трудились на плантациях и живых "фабриках", в администрации, в полиции. Другие изучали работу Йуужань'тара и учились воспроизводить его приемы творения. Это были формовщики. Йуужань'тар являлся им в облике Йун-Не'Шель, Той-что- лепит. Наконец, особая группа общалась со своим миром напрямую (точнее, с его первой аватарой, Йун-Йуужанем), сообщая своим соотечественникам его волю и передавая обратно пожелания народа.

Но вот пришла беда. На мир йуужань-вонгов напала воинственная высокотехнологичная раса; йуужань-вонги, до того непосредственно не сталкивавшиеся с технологией, были глубоко шокированы (примерно как позднее жители Новой Республики, столкнувшиеся с биотехнологиями йуужань-вонгов). Но Йуужань'тар снова пришел на помощь своим детям, создав для них оружие для борьбы с агрессором. Прототипом послужили захваченные образцы оружия, боевых кораблей и систем связи (то же самое намного позже сделал Секот). Йуужань'тар вырастил для йуужань-вонгских воинов живые корабли, которые были лучше металлических. В великой битве сама планета сражалась на стороне своих воинов, объединив их в ударный кулак с единой волей. Враги были разбиты и бежали. Йуужань-вонги узнали своего бога в новой ипостаси - Йун-Йаммки, Губителя.

Но война на этом не закончилась. Противник не сдался и по-прежнему был полон решимости завоевать йуужань- вонгов, так как значительно превосходил их в живой силе и технике. Борьба с ним требовала огромной силы воли, презрения к смерти и нечувствительности к собственным страданиям. Поначалу йуужань-вонгам помогали Йун-Йаммка и Йун-Харла (Обманщица, еще одна форма содействия планеты). Но избавиться от беспощадного врага можно было, только перенеся войну на его территорию. Воюя вдали от дома, йуужань-вонги могли рассчитывать только на самих себя. На первый план вышла суровая дисциплина, взаимовыручка сменилась готовностью к самопожертвованию и обесцениванием жизни.

Чтобы как-то помочь своим воинам в чужой земле, Йуужань'тар создал военных координаторов - йаммосков. Йаммоски делали то же, что делал сам Йуужань'тар - ментально объединяли солдат в бою и управляли сражением. Воины знали, что Йун-Йаммка всегда с ними.

Йуужань-вонги гнали врагов прочь от своего пространства, все дальше и дальше углубляясь в галактику. Враги эти и их образ жизни казались им отвратительными: гнусные неверные не знали богов, пользовались мертвыми вещами и, в отличие от самих йуужань-вонгов, тряслись над своими жизнями. Когда ты сливаешься со своим кораблем в одно живое существо, чувствуешь всеми его органами чувств и знаешь, как он себя поведет, когда в бою ты становишься одним целым со всеми товарищами, когда все, что тебя окружает, такое же живое, как ты сам - по сравнению с этим вещи из металла и пластика кажутся мертвыми, бездушными и омерзительными. Йуужань-вонги поняли, что боги избрали их для великой миссии - нести народам галактики знание о богах и биотехнологии.

Возможно, еще долгое время происходили стычки с недобитками и с теми планетами, которые находились с ними в союзе. Как бы там ни было, йуужань-вонги увидели перед собой галактику, полную мерзостей и неверия. Покончив с угрожавшим ему врагом, Народ Бога-Творца разослал воззвание ко всем окрестным племенам и государствам, призывая оставить греховную жизнь и воздать хвалу Истинным Богам.

Естественно, сильные нации галактики отреагировали на ультиматум в лучших традициях казарменного юмора. Если вообще отреагировали. Тогда началась священная война. Йуужань-вонгов поначалу не воспринимали всеръез, тем не менее их победоносная армия покоряла звездные системы одну за другой. Там, где местные жители отказывались перейти в лоно новой веры, происходила резня; другие, устрашась, подчинялись, но их все равно убивали - из отвращения к изнеженным варварам. Только самых достойных (как рептилий чазрачей) йуужань-вонги оставили, превратив в рабов. Чазрачи пополнили йуужань-вонгское войско, сражались впереди них, а самые достойные допускались на низшие ступени касты воинов.

Видя, что сердца его симбионтов ожесточились, Йуужань'тар пытался их увещевать, убеждал образумиться. Тщетно: опьяненные кровью, йуужань-вонги не желали слушать. Тогда Йуужань'тар проклял своих детей и специальным приемом отлучил их от Силы!

В отместку йуужань-вонги уничтожили Йуужань'тар... каким образом - неизвестно: то ли сбросили на него луну, то ли заразили смертельным вирусом. Вспыхнула кровопролитная Кремлевианская война; йуужань-вонги разделились на партии, одни роды объявили войну другим из-за уничтожения Йуужань'тара, некоторым доменам показалось мало выделенных планет, кем-то двигала месть... Так или иначе, но драка была короткой и опустошительной. Конец ей положил генерал Йо'Ганд, обрушивший луну на Йигзиир - планету самого могущественного из племен-конкурентов. К тому времени галактика йуужань-вонгов (по-видимому, относительно небольшая по размерам) превратилась в пустыню: одни планеты были сожжены, другие отравлены, взорваны и т.д. (неизвестно, что еще могла выдумать фантазия йуужань-вонгов).

Хотя не исключено, что катастрофа с Йуужань'таром произошла уже после того, как неверные были перебиты, а на их планетах поселились йуужань-вонги - как раз в разгар Кремлевианской войны. Тогда получается, что Йуужань'тар не возражал против истребления иноверцев, а недовольство его вызвала вражда среди самих йуужань-вонгов.

Так или иначе, но народ оказался на руинах. Едва ли галактика была совсем уж непригодна для жизни, но цепь событий - исчезновение могущественного покровителя, междоусобная война, уничтожение планет - ввергла народ в депрессию.. Тем более, что, отлученные от Силы, йуужань-вонги начали болеть - у них не заживали раны, отторгались имплантаты. Таких называли "опозоренными", подозревая в грехах. Все это вместе внушило йуужань-вонгам мысль, что галактика проклята и нужно искать новую. Были выращены огромные корабли-миры, в которые вмещались целые домены со всем необходимым; в этих огромных транспортах неприхотливые йуужань-вонги могли существовать сколь угодно долго. Все-таки взять каждой твари по паре не получалось, поэтому оставили только самых необходимых животных и растения, а весь генофонд биосферы родной планеты (несмотря ни на что, ее народ забыть не мог) и подробное описание Йуужань'тара были помещены в специальное мнемохранилище - гахсу Канг. Копии этой гахсы передали каждому кораблю-миру. И огромная армада устремилась в межгалактический перелет.

На кораблях-мирах йуужань-вонги продолжали жить так же, как на Йуужань'таре. Формовщики занимались обслуживанием живых звездолетов и выращивали различных живых слуг, но все их знания были получены от Йуужань'тара, и без него им оставалось только беречь эти знания как зеницу ока. Возможно, делались попытки изобрести что-то новое, но они потерпели неудачу. Тогда приняли догму о нерушимости рабочих протоколов, запрещавшую еретические исследования. Немногочисленные удачные эксперименты заносились в гахсу Канг как "данные богами", а их авторов предавали смерти. Лишь Верховный Владыка знал, откуда берутся новые технологии.

Жрецы продолжали исполнять обряды во славу богов, хотя эти боги умерли вместе с Йуужань'таром. Но в тяжелых условиях войны и лишений религия окрепла. Двумя главными богами после Создателя стали Йун-Йаммка и Йун- Харла - первый прославлял убийство, вторая из богини перемен и формовки превратилась в покровительницу обмана. "Опозоренные" молились своей богине Йун-Шуно, прося ее заступиться перед Йун-Йужанем, чтобы тот вернул им здоровье.

Время шло, конвой летел и летел (корабли-миры двигаются очень медленно), а конца пути было не видать. Не получая сигналов от Йун-Йуужаня, йуужань-вонги усомнились в своих богах, они боялись, что боги покинули их, оставив гнить в пустоте. Начались волнения. Раздавались призывы изменить курс; возможно, кто-то даже требовал повернуть назад. Возобновилась давняя вражда, тлевшая со времен объединения, корабли обстреливали друг друга, один домен атаковал и брал на абордаж корабль-мир другого. Религиозный пыл охладел, теперь все думали о том, чтобы спастись, а отчаявшиеся распространяли панические настроения.

Но вдруг вернулись отправленные вперед разведчики и доложили, что обнаружена огромная галактика, а в ней - странная живая планета. Вот она, галактика обетованная! Но древний завет предостерегал: обходите десятой дорогой место, где найдете такую планету, она погубит вас, как погубила на вашей родине. Что Йуужань'тар был живой, уже забылось. Верный традициям, Верховный Владыка Куореал приказал конвою поворачивать, облетая опасную галактику стороной. Но это было уже чересчур! Почувствовав настроение масс, претендент на престол Шимрра устроил переворот, убил Куореала вместе со свитой и объявил: "Эта галактика - наша!" Началась подготовка к войне...

* * *

Вопреки предубеждениям, йуужань-вонги - не стереотипные злодеи из комиксов, пришельцы, которые хотят захватить Землю и украсть у детей Новый Год. Их "создали" по реальным прототипам; в основе их культуры были заложены космологические верования центральноамериканских индейцев, а каждый писатель добавлял что-то от себя. То, о чем говорится в этой статье - личное мнение автора, который событиям НОДа искал аналогии в земной истории и культуре; не факт, что создатели НОДа руководствовались именно этими идеями, хотя это и не исключается. Здесь рассмотрена только часть аналогий, которые можно перечислять до оситхения: например, исламская культура, в которой все не-мусульмане зовутся гяурами (неверными); германская мифология Валгаллы и культ воинской доблести; воинские традиции североамериканских индейцев, их обряды инициации и т.д.

Автор: Basilews


 

Литература

1. Давня iсторiя України, т.1. П_д ред. П. Толочка - К.:Либiдь, 1994
2. А. Хазанов. Пешие и конные. Публикация с сайта www.xlegio.ru
3. Большая Советская Энциклопедия, т.18
4. Л.Н. Гумилев. Конец и вновь начало
5. Поединки на световых мечах: реальность и фантастика - "Круг Силы" №6
6. Орден джедаев. Хорошо забытое старое - "Круг Силы" №5
7. Материалы сайта http://www.samurai-archives.com
8. Интервью создателей серии "Новый орден джедаев" (приложение к книге 
The Unifying Force)
9. Керам К. Боги, гробницы, ученые - М.: Республика, 1994.
10. М. Бабошкин. Ритуал кровопускания у древних майя в классический 
период. Публикация с сайта www.mesoamerica.ru
11. 9. Е. Самакина. Боги древних майя. Публикация с сайта 
www.mesoamerica.ru
12. Дж. Лючено. Интервью сайту www.starwars.com (окт. 2000)
 
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47]