The Force Unleashed – один из самых громких релизов этого года, как во вселенной "Звездных войн", так и во всем мире электронных развлечений. По сути это огромный мультимедийный проект, вышедший не только в формате компьютерной игры (для нескольких типов игровых приставок), но и в формате книги-новеллизации (за авторством Шона Уильямса), комикса (написанного руководителем всего проекта Хейденом Блэкменом), а также ряда сопутствующей продукции в виде фигурок, сетов миниатюр и прочего.

Что самое интересное, каждая "инкарнация" проекта в чем-то (сильно или не очень) отличается от других. Комикс TFU, с которым многие уже успели познакомиться, довольно сжато описывает базовые элементы сюжета, практически не добавляя от себя ничего уникального. Книга Уильямса, разумеется, позволяет остановиться на многих моментах более подробно и заглянуть в мысли героев. Она добавляет много новых деталей и проясняет некоторые, весьма неочевидные вещи. Наконец, сама игра – то, ради чего задумывался весь проект. Условно говоря, существует две основных версии игры. Первая реализована на платформах Playstation 3 и Xbox 360 (в дальнейшем для краткости будем называть ее версией для Xbox). Вторая вышла на платформах Wii, Playstation Portable и Playstation 2 (в дальнейшем – версия для PS2). Между версиями есть существенные различия: не везде совпадают задания и уровни, меняются персонажи, игровой процесс подменяется мульт-заставкой и наоборот. Данная статья представляет собой обзор проекта The Force Unleashed с точки зрения сюжетных дополнений, которые предоставляют книга и различные версии игры.

Итак, как многие прекрасно знают, главный герой TFU – тайный ученик Дарта Вейдера под кодовым именем Старкиллер. Единственный источник, в котором упомянуты его настоящие имя и фамилия (Гэлен Марек) – книга-новеллизация. Причем имя не просто упоминается, оно несет в себе особый символизм. Сначала (после посещения хижины на Кашиике), Старкиллер пытается примириться с существованием Гэлена, позднее – использует это имя для внушения уверенности в себе, а в конце имя знаменует его окончательный переход к свету.

Старкиллер – главный и единственный герой первого плана во всех "инкарнациях" проекта, за исключением новеллизации. В книге равноценное место рядом со Старкиллером занимает Джуно Эклипс, и во всех сценах, где они находятся вместе, описание ведется именно от ее лица. Шон Уильямс достаточно подробно выписывает раннюю биографию Джуно: ее взаимоотношения с отцом (хардкорным имперцем), обучение в академии, карьерный рост, службу в личной эскадрилье Дарта Вейдера и катастрофическую операции на Кэллосе, где она выжгла дотла планету, всего лишь исполняя приказ. С этого момента она превращается в латентную диссидентку, т.е. имеет опасные мысли и совершает опасные поступки, но сама пока этого не осознает. В конце концов, ее приговаривают к смерти за измену (вскоре после того, как Вейдер вышвырнул Старкиллера в открытый космос). За что ее приговорили? Книга дает ответ: за излишнюю любознательность. Джуно взломала системы видеонаблюдения на "Исполнителе" и подглядывала за разборками Вейдера, Старкиллера и Палпатина. Однако же, с той поры Старкиллер несколько месяцев лечился на "Эмпирике", но Джуно так и не казнили. Мало того, ее держали под стражей на том же "Эмпирике", чтобы потом Старкиллер мог ее освободить, как своеобразный рояль в кустах. Почему так произошло? В дальнейшем Джуно сама делает предположение, что Вейдер умышленно держал ее при тайном ученике, проверяя того на лояльность.

Важный герой второго плана в этой истории – робот Прокси. В самом начале мы узнаем, что его первичная программная функция, заложенная Вейдером, – в процессе обучения время от времени пытаться убить Старкиллера. В комиксе он попытался сделать это лишь однажды (замаскировавшись под Оби-Вана), зато в книге занимается этим постоянно (чуть ли не после каждого боевого вылета) и самую последнюю попытку предпринимает на Раксус-Прайм (используя голографическую маскировку и стиль боя Коты, Квай-Гона, Дарта Мола и т.д.) Аналогичная сюжетная линия реализована и в версии игры для Xbox (в частности, там присутствует битва с Прокси на Раксус-Прайм), зато полностью выпущена из внимания в версии PS2, где Прокси играет роль исключительно ходячего голографического передатчика.

Еще один главный герой, который так и не состоялся, – великий и ужасный Дарт Вейдер. В игре нам хотя бы дают поиграть за него при выполнении обучающего задания на Кашиике. В книге он как персонаж практически не реализован. Автор не знакомит нас с мыслями Вейдера, с его отношением к наставничеству и его мнением о поступках тайного ученика. Вейдер играет ту же роль, что и в игре: появляется в редких вставках, раздает задания и исчезает.

Немного о структуре разных "инкарнаций". Комикс, в отличие от всех других воплощений, описывает события ретроспективно, в формате пересказа, сделанного Прокси и Джуно. Игра показывает историю поступательно, начиная с охоты Вейдера на Кашиике и продолжая миссиями тайного ученика и всем прочим, что за этим последовало. В книге мы смотрим на события исключительно глазами Старкиллера или Джуно; моменты, в которых они не участвуют (битва Вейдера с отцом Старкиллера, разговор Шаак Ти с Мэрис Бруд и т.д.) описаны как видения главного героя.

В начале игры герою предстоит выполнить три примерно схожих по своей сути задания, связанных с охотой на уцелевших джедаев: генерал Кота на Нар-Шаддаа, Каздан Паратус на Раксус-Прайм и Шаак Ти на Фелуции. В книге они примерно повторяют течение сюжета игры, зато в комиксе отсутствует вторая миссия, поэтому пару слов о ней. Раксус-Прайм – планета-свалка, на которой водятся мусорные големы, созданные Паратусом из разного металлического хлама, и родианские собиратели падали. Сам Каздан Паратус – сумасшедший джедай-инженер, построивший на Раксусе копию Храма джедаев, населивший его джедаями-манекенами и одержимый идеей "защитить мастеров Совета". В книге отмечено, что Паратус участвовал в Войнах клонов, но потерял в бою весь отряд и решил не лететь на Корускант за подкреплением клонов, а взять на вооружение дроидную армию собственной сборки. Вот такой он мастер на все руки.

В промежутках между миссиями-охотами версия для PS2 (в отличие от Xbox) преподносит игроку сюрприз в виде нескольких бонусов. Вейдер дважды отправляет тайного ученика на Корускант – на руины Храма джедаев – чтобы тот прошел испытания мастерства и проницательности. Храм теперь населен имперскими солдатами, которые пытаются прихлопнуть Старкиллера, так как ему "отказано в доступе на секретный объект". В конце каждого испытания ученика ждет встреча с могущественным древним ситом (Дарт Десолус и Дарт Фобос соответственно), в битве с которыми нужно доказать свою состоятельность. Как поясняет внутренняя база данных игры, это не сами ситы и не их духи, а лишь джедайские учебные симуляции, которые Вейдер успешно экспроприировал для своих нужд. В базе также дается подробная биография этих ситов с перечнем подвигов и злодеяний, на которой останавливаться сейчас, думаю, не стоит.

После убийства Шаак Ти ученик возвращается на "Исполнитель", и в игре это сопровождается протяженной мульт-вставкой про то, как Вейдер с подачи Палпатина вышвыривает Старкиллера в окно, чтобы потом заново вернуть к жизни. Новеллизация добавляет этой сцене несколько любопытных деталей. Во-первых, относительно самого "Исполнителя" отмечено, что корабль еще не на ходу, находится в стадии постройки и практически необитаем (за исключением Вейдера, Старкиллера, Джуно и команды строительных дроидов). Во-вторых, уже упоминавшаяся выше информация насчет Джуно и тех причин, из-за которых ее приговорили к смерти. И наконец, третье: судя по тому, что Старкиллер выжил в открытом космосе, Вейдер некоторым способом защитил его от воздействия вакуума (возможно при помощи Силы). Но каким же образом махинации Вейдера не почувствовал Император, находившийся рядом? Книга дает ответ: Императора не было рядом. На протяжении всей этой сцены рядом с Вейдером стоял Прокси, который передавал голографический сигнал Палпатина.

Из комикса нам известно, что после этих событий Старкиллер где-то около полугода лечился на борту фрегата "Эмпирик". Потом он пришел в себя, поговорил на повышенных тонах с голограммой Вейдера, вник в суть его нового замысла, спас Джуно, взял с собой Прокси и сбежал с терпящего бедствие корабля. В версии PS2 все это показано в виде длинной мульт-вставки, тогда как в версии Xbox побег с "Эмпирика" – полноценный игровой уровень, в ходе которого герой вынужден сражаться со штурмовиками, считающими его опасным беглым преступником. Автор новеллизации отмечает, что среди персонала корабль был распущен слух, будто Старкиллер – чудовищный эксперимент Вейдера, который, если вырвется на свободу, устроит на корабле резню. Именно поэтому штурмовики палят по герою с особым усердием. Что касается слуха, то он был распущен на тот случай, если Старкиллер не согласится на условия Вейдера и откажется ему подчиняться. Так или иначе, при любом решении героя исход оказывался одинаков: нужно продираться через толпы врагов.

Нехватка этого уровня в версии для PS2 компенсируется очередным (уже третьим) полетом в Храм джедаев на Корускант сразу после побега с "Эмпирика" – на этот раз уже не по приказу Вейдера, а по собственной инициативе. Расчистив себе путь от штурмовиков, Старкиллер попадает в зал Совета и получает в награду видение, где он сражается с собственным отцом (но сам еще не догадывается о личности противника). Лишь будучи поверженным, Кенто Марек называет Старкиллера своим сыном. Вся эта сюжетная ветка подменяет собой посещение хижины на Кашиике, которое показано в версии Xbox, а также книге и комиксе.

После отлета Старкиллер рассказывает Джуно о замыслах Вейдера собрать повстанческую армию, чтобы противостоять Императору, и они летят на поиски уцелевшего при прошлой схватке джедая Рама Коты. В этом месте разработчики игры допустили, вероятно, самое серьезное внутреннее расхождение (по какой причине – совершенно не ясно). По канонической версии (она показана в игре для Xbox, а также книге и комиксе) герой находит Коту в Облачном Городе на Беспине и, чтобы защитить его, сражается с армией штурмовиков, императорским Стражем тени, а также с забавными машинками "уггернаутами" (угнауты верхом на шагоходах). В игре для PS2 показана альтернативная (неканоническая) версия событий: Старкиллер находит Коту в баре на Нар-Шаддаа, предварительно выкосив целую банду наемников и контрабандистов (впрочем, Страж Тени в конце тоже присутствует).

Слепой Кота явно не узнал в Старкиллере человека, который когда-то лишил его зрения: по крайней мере, так думают сам Старкиллер и Джуно. Последняя в дальнейшем нередко оспаривает суждения главного героя, но ни разу не дает усомниться в своей преданности: она подыгрывает обману (даже после того как узнает, что ученик по-прежнему получает приказы от Вейдера), и для этого со стороны Старкиллера не требуются дополнительные напоминания (благодарность за спасение с "Эмпирика" перевешивает все остальное). Именно поэтому они на пару так легко водят за нос всех новых союзников.

Первым делом по наводке Коты Старкиллер летит на Кашиик выручать принцессу Лею. Как она там оказалась, и от чего ее нужно выручать, объяснено в книге. Палпатин направил Лею на Кашиик как официального сенатского представителя, чтобы контролировать процесс "усмирения" вуки, – а по сути сделал из нее заложницу, недвусмысленно намекнув Бейлу Органе: "еще раз скажешь что-то не по делу в Сенате, и твоя дочь пострадает от "несчастного случая на производстве". Помимо спасения Леи, Старкиллер выполняет на Кашиике и еще одну задачу: уничтожает недавно построенный космический лифт, который доставляет вуки на орбитальную станцию для дальнейшей переправки на "крупный строительный проект". Задание с лифтом присутствует в версии Xbox и книге, но выпущено из виду в версии PS2 (как впрочем и эпизод с видением в хижине).

Пророческим видениям Старкиллера вообще отведено в книге довольно важное место. Первоначально он относится к ним с пренебрежением и непониманием: в частности, видит сцену, как Палпатин и Вейдер разглядывают чей-то труп, и не может понять, что это он сам. Но как только в точности сбывается первое из видений (связанное со спасением Леи на Кашиике), герой смотрит на них уже новыми глазами: он верит в правдивость видения в хижине, и пересматривает свое отношение к Вейдеру и годам своего обучения. По сути, это тот самый момент повествования, когда в его мировосприятии случается перелом.

Последующая миссия на Фелуции, где нужно спасти Бейла Органу от Мэрис Бруд, "потемневшей" ученицы Шаак Ти, в отдельных аспектах отличается для разных версий проекта. На PS2 герой сражается с отрядами имперцев, основавших базу на планете и занимающихся планомерным уничтожением аборигенов-фелуциан. В Xbox у Старкиллера есть дополнительный маршрут: герой достигает Вековой бездны, где видит, что имперцы обосновались в логове сарлакка, усмирили его с помощью хитрых приспособлений и вовсю исследуют внутренности: герой проникает в брюхо чудища и начинает освобождать его от "инородных тел". В книге путешествие по пищеварительному тракту сарлакка не ?????? ????????? ???????? описано, противостояний с имперцами тоже почти нет, зато есть много врагов-фелуциан, которые после смерти Шаак Ти коллективно посходили с ума. Новеллизация так же поясняет, каким образом Старкиллер отыскал Бейла Органу на планете: на челноке сенатора был установлен маячок, и Джуно с Котой отследили его сигнал, а при поисках самого сенатора "маяком" для Старкиллера служила темная аура Мэрис Бруд.

Дабы помочь объединить различные повстанческие группировки в единый альянс, Старкиллер отправляется на планету Раксус-Прайм – уничтожить имперские верфи и показать тем самым своим новым союзникам, что Империя уязвима. В книге говорится, что сам Старкиллер сильно повлиял на судьбу Раксус-Прайма, когда убил Каздана Паратуса: если раньше сумасшедший джедай и его дроиды стояли препятствием для "империализации" планеты-свалки, то сейчас Империя стала на Раксус-Прайме полноправным хозяином.

Орбитальное строительство происходит следующим образом: имперцы собирают на планете металлическую рухлядь, перерабатывают ее на заводе, выстреливают из пушки на орбиту, там ловят лучами захвата, перенаправляют на верфи и используют как стройматериал для ИЗРов. Старкиллер перенацелил пушку на саму верфь и уничтожил производство одним выстрелом. Затем он при помощи Силы опрокинул на поверхность звездный разрушитель, который полетел ему навстречу: в версии для PS2 эта сцена представлена в виде короткой мульт-вставки, тогда как в версии Xbox посадка разрушителя – полноценный игровой процесс.

Зачем вообще нужно было сажать разрушитель, и почему Старкиллер просто не сбежал на корабле вместе с Джуно и остальными, дает ответ новеллизация. Начнем издалека: на Раксус-Прайм имеется единый компьютерный интеллект (так называемое Ядро), который контролирует все сферы жизни на планете. Пока Старкиллер воевал с имперцами, Прокси неосторожно попытался подключиться к Ядру, чтобы взломать системы, но вместо этого сам сделался его рабом. Прокси ударил Джуно (та потеряла сознание) и сбежал на планету: таким образом, кораблем оказалось некому управлять и некому было подобрать Старкиллера с мусороперебатывающего завода, когда над ним навис звездный разрушитель.

Что касается самого Прокси, то он, находясь под влиянием Ядра, напал на Старкиллера на Раксус-Прайм (это описано в книге и показано в версии игры для Xbox), но после длительного сражения с частой сменой голо-маскировки герой одолел дроида и освободил его от чужого контроля. После вмешательства Ядра в логические цепи дроида стерлись все базовые директивы, заложенные в него Вейдером: именно поэтому впоследствии Прокси больше не пытался убить Старкиллера, да к тому же сам выступил против Вейдера во время облавы на Кореллии, защищая своего хозяина.

Чтобы компенсировать недостаточно полную проработку миссий на Кашиике и Раксус-Прайме, версия для PS2 предлагает игроку еще одно дополнительное задание, которого нет в версии для Xbox (как, впрочем, и в книге с комиксом). Старкиллер отправляется в Облачный Город на Беспин, чтобы встретиться с сенатором Гармом Бел Иблисом, и узнает, что город осажден преступной бандой: наемники (тви'леки, вифиды, талзы, граны) во главе с мандалорцем Чоп'аа Нотимо и его первым помощником, одноглазым гунганом Клифом, сражаются с беспинской охраной, которой командует киборг Лобот, известный нам по Эпизоду V. Старкиллер вступает в бой на стороне беспинцев, освобождает Бел Иблиса, успевшего попасть в заложники, а в конце устраивает рубку с Чоп'аа, сидящим верхом на мандалорской боевой машине "василиск".

События неумолимо тянутся к своей кульминации – подписанию Кореллианского пакта, который, не вдаваясь в подробности, когда-то описал еще Тимоти Зан в "Трауновской трилогии". Надо сказать, при поверхностном взгляде на сюжет The Force Unleashed может сложиться ложное впечатление, будто Старкиллер собственноручно породил Восстание: то есть, до него как будто никого не было, но он сам всех собрал, объединил и сказал "а давайте-ка восстанем". Новеллизация Уильямса дает более реалистичный взгляд на события: каждый будущий участник Альянса и до подписания Кореллианского пакта ведет свою собственную подпольную деятельность, но ей не хватает направленности и масштабности. Старкиллер не организовывает ничего сам: он лишь производит нужные действия, способные повернуть ход событий в требуемое русло, подтолкнуть повстанцев к открытому конфликту с Империей, после чего неделями отсиживается в потаенном уголке галактики, ожидая, когда повстанцы сами организуются в единый Альянс.

В итоге с первого захода организоваться им не удается: Вейдер устраивает на Кореллии облаву, захватывает в плен мятежных сенаторов и Коту и отвозит их для допроса на "Звезду Смерти". Вторично преданный Вейдером, Старкиллер окончательно порывает с Империей, благодаря джедайской медитации отыскивает место, где прячут сенаторов, и отправляется на финальную разборку с бывшим учителем.

Похождения по "Звезде Смерти" и конкретно по испытательной шахте суперлазера не сильно отличаются для разных "инкарнаций" проекта – может быть, за исключением отдельных деталей. К примеру, в версии для PS2 Старкиллер вынужден отключать генератор луча захвата, поймавшего "в плен" корабль Джуно, а в книге он поднимает бунт среди рабов-вуки, и те помогают ему найти путь в наблюдательный купол Императора. По мере продвижения герой задумывается над тем, чтобы попытаться уничтожить станцию, но в конце концов решает, что и так совершил уже достаточно убийств, а освобождение пленных сенаторов – гораздо важнее.

В наблюдательном куполе Старкиллер поочередно сражается с Вейдером и Палпатином. При этом как в книге, так и в игре между двумя битвами есть момент выбора, когда герой задумывается над перспективой уничтожить Вейдера и занять его место подле императорского трона. В игре это реализовано в виде неканонической "темной" концовки, в которой Вейдер и все лидеры Восстания гибнут, а Старкиллер превращается в "Вейдера №2" – в своем собственном бронированном костюме и маске.

В канонической ("светлой") концовке Старкиллер оставляет бывшего учителя в живых. В игре за этим следует увлекательный бой на мечах с Императором, тогда как в книге герой просто бросается под молнии Палпатина, жертвуя собой и позволяя лидерам повстанцев сбежать на корабле Джуно. Но даже уничтожив Старкиллера, Император в конечном счете признает, что этот раунд он разгромно проиграл, собственноручно породив Альянс повстанцев и подарив им надежду на победу. Когда Вейдер говорит, что готов немедленно заняться поисками и уничтожением Бейла Органы и остальных, Палпатин останавливает его. Он понимает, что Альянс уже создан, и гибель лидеров его не только не разрушит, но лишь еще сильнее укрепит. Нужно лишить Альянс подаренной им надежды, и средством для этого, очевидно, должна стать еще не достроенная "Звезда Смерти". Именно поэтому Бейл Органа, Лея и остальные лидеры повстанцев практически не преследуются имперскими властями вплоть до событий Эпизода IV, когда космическая станция наконец введена в строй, а Сенат – распущен.

Во всех версиях проекта сюжет The Force Unleashed находит свое логическое завершение в финальной сцене на Кашиике, где Бейл Органа, Мон Мотма и Бел Иблис клянутся закончить начатое Старкиллером, а Лея демонстрирует собравшимся новый символ, вокруг которого должны сплотиться повстанцы, - фамильный знак семьи Гэлена Марека.

Gilad

 
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47]